ИНФОРМАЦИЯ о состоянии законности в сфере противодействия коррупции за истекший период 2020 года
По итогам проведенного анализа представляется информация о состоянии законности в сфере противодействия коррупции на территории Зольского района за истекший период 2020 года.
Прокуратурой района в истекшем периоде в результате проведенных проверок в сфере исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления Зольского муниципального района выявлено нарушений -152, оспорено незаконных правовых актов -40, внесено представлений оп выявленным нарушениям -104, по результатам рассмотрения которых 92 ответственных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В отношении двух глав администрации муниципальных образовании Зольского района вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.27 КоАП РФ, в связи с невыполнением требований законодательства о размещении сведений о доходах и расходах муниципальных служащих на общедоступных сайтах в сети Интернет.
Кроме того, прокуратурой района выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в деятельности муниципальных учреждений.
К примеру, проверкой деятельности МКУ «Дом культуры» с.п. Каменномостское Зольского муниципального района КБР установлены нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 No273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с ч.2 ст.4 Конституции РФ федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и обязательны к исполнению всеми участниками правоотношений.
Согласно ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 No273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
В соответствии со ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 No273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
I) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. No309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. No273-ФЗ «О противодействии коррупции», разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Согласно указанных рекомендаций предупреждение коррупции деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной культуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
Организация -юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
В нарушение указанных требований федерального законодательства о противодействии коррупции должностными лицами МКУ «Дом культуры» с.п. Каменномостское Зольского муниципального района КБР не в полной мере принимаются меры по реализации требований Федерального закона от 25.12.2008 No273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В частности, не обеспеченно сотрудничество организации с правоохранительными органами, не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.
По результатам проверки в адрес директора муниципального казенного учреждения внесено представление об устранении нарушений.
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности 8 муниципальных учреждений (МУП «Псынадаха, МКУ «Дом культуры» с.п. Белокаменское, МКУ «Дом культуры» с.п. Кичмалка, МКУ «Дом культуры» с.п. Шордаково, МКУ «Историко-краеведческой музей», МКУ «Централизованная библиотечная система Зольского района», МКУ «Дом культуры» с.п. Совхозное, МУП «УЮТ»). В адрес руководителей учреждений также внесены соответствующие акты прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых 4 ответственных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Основанная масса нарушений, выявленных в деятельности ОМСУ Зольского района, связана с неприведением нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность муниципальных образовании, направленную на противодействие коррупции, в соответствие с действующим законодательством.
Так, прокуратурой Зольского района проведена в рамках реализации предоставленных законом полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 17 .О 1.1992 года No 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 No155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» проведен мониторинг муниципальных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, в рамках которого дана оценка приведения в соответствие с федеральным законодательством действующих муниципальных нормативных актов и полноте правового урегулирования вопросов противодействия коррупции.
Постановлением главы администрации с.п. Сармаково от 01.03.2018 года No22-ГШ утвержден порядок увольнения лиц, замещающих муниципальные должности в связи с утратой доверия. (Далее -Порядок).
Пунктом 3 Порядка установлено, что увольнение в связи с утратой доверия применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая периода временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. При этом взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Федеральным законом от 16.12.2019 No 432-ФЗ ч. 3 ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» изложена в новой редакции, согласно которой взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также увольнение в связи с утратой доверия применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Вместе с тем, Порядок не приведен в соответствие с законодательством.
Несвоевременное приведение нормативного правового акта в данной сфере правоотношении в соответствие с действующим законодательством создает предпосылки для нарушения порядка применения меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, нарушает интересы государства в сфере предупреждения коррупции и борьбы с ней при реализации принципов верховенства закона, единства и укрепления законности, а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также нарушает основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 No 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.201 О No96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» относится к коррупциогенным факторам ( отсутствие или неполнота административных процедур).
В силу положений статьи 18 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 No52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» в нормативных правовых актах не допускается содержание коррупциогенных факторов, определенных федеральным законодательством.
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности 13 администраций поселений Зольского района. По результатам проверки приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.
В ходе проведения проверки достоверности предоставляемых муниципальными служащими сведений о доходах, нарушения выявлены в деятельности администрации с.п. Хабаз.
Так, специалистом администрации при предоставлении сведений не достоверно указаны сведения о принадлежащих на праве собственности транспортных средствах супругу. По результатам проверки в адрес главы администрации поселения внесено представление об устранении нарушений. Данная информация направляется для сведения.